Информационно-методический кабинет

На сайте НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА (Главная - Образовательный процесс 2021-2022 - Дошкольное образование 2021-2022) можно ознакомиться и скачать следующие нормативные правовые документы:

  • учебная программа дошкольного образования;
  • образовательный стандарт "Дошкольное образование";
  • типовой учебный план;
  • инструктивно-методические письма;
  • методические рекомендации;
  • перечень учебных изданий;
  • учебно-методический комплекс "Мои первые уроки".

Годовые задачи на 2021-2022 уч. год

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников по формированию у детей дошкольного возраста основ экономической культуры посредством проектной деятельности.

Планируемые результаты:

Воспитанники:

1) Сформируют представления об основных экономических категориях (деньги, семейный бюджет, потребности, заработная плата, ресурсы, рыночные понятия, реклама и др.) в соответствии с программными требованиями.

2) Узнают и будут применять в повседневной жизни способы бережливого отношения к ресурсам (вода, тепло, электроэнергия) и экономного их расходования (выключать воду при намыливании рук, не включать большой напор воды, утеплять окна, не включать одновременно несколько источников света, выключать свет, если никого нет в комнате и др.).

3) Сформируют представления о профессиях, в т.ч. связанных с экономической деятельностью.

Педагогические работники:

1) Уточнят особенности формирования у детей дошкольного возраста основ экономической культуры.

2) Актуализируют профессиональные умения и навыки использования проектной деятельности, направленной на формирование у детей дошкольного возраста основ экономической культуры.

3) Разработают проекты по темам «Все профессии важны – все профессии нужны!», «Зачем нужна реклама?», «Семейный бюджет», «История возникновения денег», «Такие разные деньги», «Потребности и возможности», «Экономия и бережливость в семье» (примерные формулировки названий проектов).

4) Пополнят ресурсные центры методическими материалами (конспекты специально организованной и нерегламентированной деятельности, дидактические игры, наглядный материал и др.) пособиями для работы с детьми и законными представителями воспитанников (средства наглядной агитации, сценарии совместных мероприятий) по реализации содержания образовательной области «Ребёнок и общество» (компонент «Основы экономической культуры»).

Родители:

1) Повысят уровень осведомлённости по проблеме формирования у детей дошкольного возраста основ экономической культуры в соответствии с их возрастными возможностями.

2) Осознают собственную роль в формировании у детей потребности применять способы бережливого отношения к ресурсам.

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в использовании развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста.

Планируемые результаты:

Воспитанники:

1) Проявят интерес к изучению объектов живой и неживой природы, сформируют необходимые представления в соответствии с программными требованиями.

2) Сформируют экологически грамотное поведение в соответствии с возрастными возможностями (развитие навыков экологически правильного поведения в природе, ухода за растениями и животными ближайшего окружения).

Педагогические работники:

1) Актуализируют знания методики экологического воспитания детей дошкольного возраста (создание условий для экологического воспитания в дошкольном учреждении).

2) Создадут условия для экологического воспитания детей дошкольного возраста в помещении группы и на территории учреждения дошкольного образования (экспериментирование, систематические наблюдения за объектами живой и неживой природы и др.).

3) Разработают проект экологической тропы на территории дошкольного учреждения, в т.ч. проект обновления огорода в соответствии с требованиями методики.

Родители:

1) Повысят уровень осведомлённости в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста.

2) Осознают собственную роль в формировании у детей экологически грамотного поведения.

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

Термин «визуальное мышление» принадлежит американскому психологу Р. Арнхейму, работы которого легли в основу современных исследований о роли образных явлений в познавательной деятельности. Как любая другая технология, визуализация имеет определенную цель, применяет концепции, методы и средства, заимствованные из других областей:

принципы дизайна карты (картография),

принципы обозначения данных в графиках (статистика),

правила композиции, макетирования, колористики (графический дизайн),

стиль написания (журналистика),

программные средства (информатика, программирование),

ориентация на читательскую аудиторию (психология восприятия) [2].

Классификация информации по признакам:

по форме представления: текстовая (книги, газеты, журналы, конспекты, рукописи и т.д.); звуковая (речь, музыка, пение птиц и т.д.); числовая (числа в календаре, время на табло электронных часов, таблица умножения, оценки в журнале, цены на товар и т.д.); графическая (картинки, фото, схемы и т.д.);

по способу восприятия человеком: зрительная воспринимается зрением; звуковая воспринимается слухом; обонятельная воспринимаемая с помощью органов обоняния; вкусовая воспринимается с помощью вкусовых рецепторов языка; тактильная воспринимается кожным покровом, особенно кончиками пальцев.

Визуализация – это общее название приёмов представления числовой информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.

Техники визуализации в образовательном процессе

  1. Таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя, а также для формирования у обучающихся системного взгляда на исторические процессы. Другая сфера использования таймлайнов – управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам отмечать и видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.
  2. Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.
  3. Скетч – это способ мышления на бумаге с использованием изображений для лучшего запоминания информации. Скетч в переводе с английского языка (sketch) эскиз, набросок, зарисовка. Скетч учит осмысливать, преобразовывать, запоминать информацию, делая простые эскизы на бумаге ручкой.

Скетчноутинг – это создание небольших рисунков (скетчей), иллюстрирующих конспект. При этом нет необходимости быть художником – главное, чтобы образ был узнаваем, не уделяется особое внимание цвету и инструменту для рисования.

  1. Скрайбинг – это тот же скетчноутинг, но для представления публике: то есть скрайбер рисует изображения не у себя в тетради, а на доске или экране параллельно с рассказом. Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком.

Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.

Скрайбинг-фасилитация (от английского facilitate – помогать, облегчать, содействовать) это перевод информации из словесной формы в визуальную и фиксирование ее в режиме реального времени. Работа учителя на уроке во время объяснения нового материала с мелом в руках – пример скрайбинга-фасилитации.

Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:

Скрайбинг рисованный. Классический вариант скрайбинга. Рука человека рисует в кадре (или на доске) картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно со звучащим текстом.

Скрайбинг-аппликация. На лист бумаги или любом другом фоне в кадре выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

Скрайбинг магнитный. Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы, например, PowToon, VideoScribe и другие. С их помощью видео можно создавать по готовым шаблонам, однако бесплатные возможности указанных сервисов ограничены.

Самый простой скрайбинг можно создать даже с помощью программы Power Point: в такой анимированной презентации изображения на слайдах появляются постепенно, в соответствии с рассказом «за кадром». В данном случае соблюдается основной принцип скрайбинга – «эффект параллельного следования».

Видеоскрайбинг может быть как спонтанным, так и заранее сделанным мини-фильмом для иллюстрации лекции или доклада. Преимущество видеоскрайбинга состоит в том, что видеоролик можно использовать много раз.

  1. Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.
  2. Кластер (кисть, гроздь) - графическая форма организации информации, основанная на выделении смысловых единиц, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала, позволяет охватить большое количество информации, вовлекая всех участников коллектива в обучающий процесс.
  3. Облако слов - это форма визуализации данных, представляющая собой набор ключевых слов и словосочетаний. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте. С помощью сервисов, позволяющих создавать облако слов, формируются благоприятные условия для развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей обучающихся; совершенствуются навыки структурирования, классификации и моделирования, умение выделять главное; развивается творчество и способность к непрерывному самообразованию.
  4. Кроссенс это головоломка нового поколения, позволяющая проводить ассоциации между изображениями. Использование техники кроссенс способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

Кроссенс применяют:

  • при определении темы и цели урока (занятия);
  • при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;
  • при закреплении и обобщении изученного материала;
  • при подведении итога работы в качестве рефлексии.
  1. Интерактивный плакат - электронный учебный плакат, содержащий интерактивные элементы, осуществляющие навигацию, которая позволяет отобразить необходимую графическую, звуковую, видеоинформацию и статический текст.

Способы визуализации вербальной информации

графики;

диаграммы сравнения;

деревья и структурные диаграммы;

диаграммы визуализации процесса;

матрицы;

диаграммы времени;

диаграммы связей;

иллюстрации.

Средства визуализации информации

Н.А. Резник исследует особенности визуального мышления на примере математических дисциплин и выделяет следующие средства визуального представления информации:

чертеж – самое жесткое средство геометрического способа предъявления информации;

формульный способ, который хоть и можно отнести к визуальной форме, мало ассоциируется с наглядными представлениями обучающихся;

символически-наглядные средства, то есть условные знаки, которые своими начертаниями дают возможность визуального восприятия их смысла.

К этим основным средствам следует добавить ассоциативные опорные сигналы, изобретенные В.Ф. Шаталовым, в которых за одним словом, знаком, цифрой в воображении учеников разворачиваются целые картины образов.

Н.А. Резник правомерно рассматривает также словесный способ предъявления информации, который предполагает выбор специальных терминов, составление определений, отработку формулировок законов и правил.


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Экологическая тропа – это специально разработанный и оборудованный маршрут на природе с экологически значимыми природными объектами, на котором дети дошкольного возраста получают информацию о них. В качестве объектов экологической тропы могут быть самые разнообразные объекты растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы. В дальнейшем экологическую тропу можно пополнять новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Это средство нравственного и трудового воспитания. На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс.

Основными видами деятельности во время прогулок на экологической тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через эти виды деятельности дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развивается память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствует формированию чувства прекрасного, воспитывает любовь к природе, желание беречь и сохранять ее.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для детей дошкольного возраста. В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес), клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п.

Этапы создания и оформления тропы

  • детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
  • составление картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения; в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малыша можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией – дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;
  • выбор вместе с детьми «хозяина» тропы – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;
  • фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
  • изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
  • составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

В качестве видовых точек прежде всего выберите деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Хорошо, если вы обнаружите на своей территории участок, на котором рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ), «Растения».

Если ваш участок довольно большой, можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных прежде всего для вашей местности (луга, леса). Это поможет познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.

При возможности необходимо создать небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения. 

На тропе должны быть небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни также украсят вашу тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц. Возможно выделение участка для посадки лекарственных растений, охраняемых растений.

Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) «непрерывного цветения». Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает вам выращивать другие растения, не нужно ее уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропе могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с малонарушенными, вы наглядно покажете детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания. 

Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов, но и из этого правила есть исключения. Однако вполне вероятно, что на площадке сада вы обнаружите незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве. Его можно найти по небольшим отверстиям и снующим рядом муравьям и обозначить как видовую точку. Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнезда ворон или других птиц.

Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку)» тропы – сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Флору и т.п.). Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на роль «хозяина» тропы наиболее интересный персонаж. Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках. Можно вырезать цветную фигурку сказочного героя (например, Боровичка) из плотной бумаги, оставив при этом по бокам фигурки довольно широкие и длинные полосы, а спереди приделать большой карман к его одежде. При помощи полосок Боровичок закрепляется на дереве. (Концы полос прикладываются к стволу и соединяются, например, с помощью скрепки или липкой бумаги).

В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей – просьбы Боровичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы – конфеты, орехи на деревьях.

План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала. К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети. Выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. При таком подходе они будут относиться к ней с большим интересом. Возле каждого объекта тропы выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропе можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного – в зеленый, пищевого – в синий. Если территория детского сада активно посещается посторонними и обеспечить сохранность оборудования невозможно, сделайте легкие переносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, вы можете брать таблички тех объектов, которые намереваетесь посетить сегодня с детьми.

 «Сказка – как средство формирования основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста»

Значительное место при формировании основ экономической культуры отводится сказкам, в которых экономическое содержание представляется детям в виде проблемных ситуаций, развивающих логику, самостоятельность, нестандартное мышление, коммуникативно-познавательные навыки. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность.

Существует несколько групп сказок:

  • Сказки о купле-продаже: «Мальчик-с-пальчик», «Аленький цветочек»;
  • Сказки, раскрывающие потребности(в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворенияСказка о рыбаке и рыбке», «Жадная мельничиха», «Вершки и корешки»);
  • Сказки, отражающие труд людей: «Теремок», «Морозко», «Петушок и бобовое зернышко», «Золушка», «Хаврошечка».
  • Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» («Муха-цокотуха», «Приключения Буратино»), «товар» (К. Чуковского «Федорино горе»).
  • Сказки о рекламе (русская народная сказка «Лиса и козёл», «Новое платье короля» Г.Х. Андерсона, «Кот в сапогах» Ш.Перро).
  • Очень помогают в работе сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино» и др., где с детьми можно рассмотреть различные экономические ситуации.

Сказки можно использовать в образовательных ситуациях как интегрированный момент.

Например: элементарные математические представления –тема: «Счет до 5». Можно включить игровую ситуацию сказку «Приключения Буратино» – где дети могут сосчитать, за сколько монет продал Буратино свой букварь? Вспомнить порядковый и обратный счет. Можно обсудить ситуацию, а правильно ли поступил Буратино, продав свой букварь, который купил ему папа Карло.

Рассматривая тему о свойствах и качествах предметов, дети, на примере сказки «Три поросенка», выбирают из какого строительного материала можно построить прочный дом, обследуя при этом солому, прутья, кирпич, дерево, объясняя при этом свой выбор.

Знакомство с профессиями можно организовать на примере сказки «Петушок и бобовое зернышко», где дети знакомятся с трудом людей, учатся ответственно относится к качеству продуктов труда, ценить и уважать разные профессии.

Из примеров видно, что сказочные персонажи точно отражают экономические проблемы человеческого общества и помогают детям в усвоении экономических понятий.

 

Об особенностях проведения аттестации педагогических работников

В связи с поступающими вопросами по проведению аттестации педагогических работников на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий Министерство образования Республики Беларусь разъясняет.

Аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (далее – Инструкция).

Инструкция определяет порядок проведения аттестации педагогических работников системы образования и распространяется на педагогических работников учреждений образования, других организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность вне зависимости от отраслевой принадлежности (далее – организации).

При организации проведения аттестации педагогических работников руководствуются следующими нормативными правовыми актами:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69 «Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих» (далее – ЕКСДС).

3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 (ред. от 01.02.2016) «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» (далее – ОКРБ).

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 «Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов» (далее – Положение о повышении квалификации).

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2014 № 818 «О некоторых вопросах повышения оплаты труда отдельным категориям работников системы образования» (далее – постановление № 818).

Основными принципами аттестации педагогических работников являются: коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок, обеспечивающих объективное, корректное, доброжелательное отношение к аттестуемым работникам.

Для выборов аттестационной комиссии в соответствии с требованиями и сроками, которые устанавливает Инструкция (пункты 11-15), проводится собрание коллектива педагогических работников организации. Принятые решения оформляются протоколами. В состав аттестационной комиссии входят: руководитель организации или по его решению другое уполномоченное лицо, представитель профсоюзного комитета и, как правило, не менее 5 (пяти) избранных членов из числа педагогических работников, квалификационная категория которых не ниже первой.

В управлении образования облисполкома, комитете по образованию Мингорисполкома, отделе (управлении) образования, спорта и туризма районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее – управление (отдел) образования) создается аттестационная комиссия для аттестации учителей учреждений общего среднего образования, которые претендуют на присвоение (подтверждение) квалификационной категории «учитель-методист», педагогических работников организаций, в которых из-за малого количества педагогических работников нельзя избрать комиссию в количестве, определенном Инструкцией, а также педагогических работников, работающих по трудовым или гражданско-правовым договорам у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность. Аттестационная комиссия отдела (управления) образования рассматривает спорные вопросы, которые возникают при аттестации педагогических работников в организациях.

Состав аттестационной комиссии организации определяется приказом ее руководителя и до 1 октября текущего учебного года доводится до сведения педагогических работников. Срок полномочий аттестационной комиссии – один год с даты принятия приказа о ее создании.

Аттестация на присвоение квалификационных категорий проводится только по инициативе педагогического работника, который может подать заявление до 31 марта текущего учебного года в соответствующую аттестационную комиссию. Рассмотрение заявлений претендентов на присвоение квалификационной категории осуществляется на заседании аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия принимает решение о допуске или отказе в допуске к прохождению аттестации.

Обязательными условиями допуска педагогического работника к прохождению аттестации являются (пункт 18 Инструкции):

1. Соответствие полученного образования квалификационным требованиям, которые определены ЕКСДС.

Данное требование учитывается во всех случаях допуска (отказа в допуске) педагогического работника к аттестации и определяется по диплому об образовании. В целях уточнения уровня профессионального образования и наличия специального образования, соответствие полученного образования квалификационным требованиям может устанавливаться на основании ОКРБ. В случае, если данная специальность отсутствует в ОКРБ, для уточнения информации необходимо обращаться в государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы».

Пунктом 9 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, (далее – Общие положения) определено, что наличие у служащего диплома о высшем (среднем специальном) образовании по специальности, не соответствующей квалификационным требованиям, предполагает, как правило, необходимость освоения им содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее (среднее специальное) образование, в соответствии с профилем (направлением) образования, специальностью, которые указаны в разделе «Квалификационные требования».

Обращаем внимание, что постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 06.06.2016 № 26 внесены изменения в ЕКСДС. Квалификационные характеристики должностей «Воспитатель дошкольного образования» и «Воспитатель» изложены в новой редакции.

2. Наличие стажа работы в соответствии с требованиями пункта 19 Инструкции.

Данное требование не учитывается в случаях, предусмотренных пунктами 20, 20-1 Инструкции. Стаж работы по занимаемой должности (далее – стаж работы) и сроки получения предыдущей категории определяются по трудовой книжке или иным документам, содержащим сведения о периодах работы. Так, например, иными документами, содержащими сведения о периодах работы, подтверждается стаж работы по совместительству, если сведения о работе по совместительству не вносились в трудовую книжку, а также в случаях прохождения аттестации по месту работы по совместительству (справка о месте работы, службы и занимаемой должности либо копия приказа нанимателя, у которого работник работает по совместительству).

По общему правилу претендовать на присвоение второй квалификационной категории имеют право педагогические работники, которые имеют стаж работы два года. Исключением является присвоение педагогическому работнику второй квалификационной категории при наличии стажа работы один год. К таким педагогическим работникам относятся лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя. При этом Инструкцией не предусмотрено требование о соответствии специальности, полученной на II ступени образования, специальности I ступени образования. Однако, согласно пункту 20 Общих положений, специалисту, не имеющему необходимого стажа работы, предусмотренного квалификационной характеристикой соответствующей должности, квалификационную категорию наниматель может присвоить в порядке исключения с учетом рекомендаций аттестационной комиссии при условии наличия у данного специалиста степени магистра по соответствующей специальности (квалификации). Таким образом, претендовать на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы один год имеют право педагогические работники, у которых специальность, полученная на II ступени образования (магистратура), соответствует специальности I ступени образования.

3. Освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования, которое предусмотрено Положением о повышении квалификации. Подтверждается освоение содержания образовательной программы повышения квалификации документом установленного образца. В соответствии с Положением о повышении квалификации педагогические работники учреждений образования, реализующие образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального, дополнительного образования детей и молодежи проходят повышение квалификации не реже одного раза в три года.

Переподготовка, стажировка, получение образования в заочной форме не относится к освоению содержания образовательной программы повышения квалификации.

В соответствии с частью четвертой пункта 20 Общих положений специалисты, работающие в условиях неполного рабочего времени, в том числе на условиях совместительства, допускаются к аттестации для присвоения квалификационных категорий по занимаемой должности на общих основаниях. При этом в стаж работы могут засчитываться периоды выполнении педагогической нагрузки не менее чем 0,25 штатной единицы (ставки).

Пунктом 14 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40, установлен порядок внесения в трудовую книжку работника сведений о работе по совместительству. Данные сведения вносятся нанимателем по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству. В связи с тем, что данным нормативно-правовым актом не предусмотрен порядок внесения сведений о присвоении работнику квалификационной категории не по месту основной работы, полагаем возможным вносить такие сведения в трудовую книжку в аналогичном порядке.

Для педагогических работников, которые претендуют на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме вышеперечисленных требований предъявляются дополнительные, а именно:

наличие авторской методики преподавания учебного предмета либо личного опыта, который обобщен (от уровня района до уровня республики) и используется другими учителями учреждений общего среднего образования;

публикации в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных технологий обучения и воспитания, использования эффективных форм, методов и средств обучения;

опыт руководства методическим формированием, сопровождения профессионального роста педагогов, проведения занятий с педагогами по актуальным проблемам образовательной практики, распространения эффективных технологий, методик, приемов, средств обучения.

Обязательная аттестация на подтверждение квалификационных категорий проводится по инициативе руководителя организации. В данном случае заявление от аттестуемого не требуется. Основанием для аттестации на подтверждение квалификационной категории является приказ руководителя организации.

До 1 сентября 2017 года обязательную процедуру аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории должны пройти педагогические работники, которым данная квалификационная категория было присвоена более пяти лет назад.

Согласно постановлению № 818 руководителям и их заместителям по основной деятельности, руководителям структурных подразделений по основной деятельности (их заместителям по основной деятельности) учреждений образования, организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования на районном (городском, областном) уровне устанавливаются надбавки за наличие квалификационных категорий педагогических работников.

В соответствии с положениями ЕКСДС по таким должностям, как руководитель, директор (начальник, заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности) (далее – руководители) не предполагается присвоение квалификационных категорий («категорирования»). Следовательно руководители не проходят аттестацию на присвоение или подтверждение квалификационной категории по занимаемой должности.

Осуществление руководителем в рабочее время оплачиваемой педагогической деятельности в части реализации образовательных программ (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 26) не наделяет его правом пройти аттестацию на присвоение (подтверждение) квалификационной категории в связи с тем, что он не занимает «категорируемую» должность педагогического работника на условиях трудового договора.

Вместе с тем в случаях выполнения руководителями на условиях совместительства работы в должностях, по которым в соответствии с положениями ЕКСДС предусматривается категорирование (например, должность учителя), данные педагогические работники обладают правом пройти аттестацию на присвоение (подтверждение) квалификационной категории. В указанных случаях присвоение (подтверждение) категории производится по должности, которую руководители занимают на условиях совместительства, и регламентируется Инструкцией.

Педагогические работники, которые получили высшую квалификационную категорию до вступления в силу Инструкции, могут претендовать на подтверждение высшей квалификационной категории без учета требований, изложенных в пункте 18 Инструкции.

Если педагогический работник отказался от прохождения обязательной аттестации на подтверждение квалификационной категории либо не явился на квалификационный экзамен или на аттестационное собеседование без уважительных причин, решением аттестационной комиссии данная квалификационная категория снижается (отменяется).

Законодательство не содержит перечня уважительных причин. Уважительность причин является оценочной категорией. Поэтому наниматель вправе самостоятельно в каждом отдельном случае (с учетом конкретных обстоятельств) решать вопрос о том, являются те или иные причины неявки уважительными.

Изучение педагогической деятельности аттестуемого, подготовка аналитических материалов о деятельности аттестуемого на вторую и первую квалификационную категорию, а при наличии положительных результатов квалификационного экзамена – на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» осуществляется аттестационной комиссией в соответствии со сроками, указанными в приказе руководителя организации.

Аналитические материалы готовятся на основании посещенных занятий (уроков, воспитательных мероприятий), анализа и самоанализа педагогическим работником данных мероприятий; анализа методических разработок учебных занятий и материалов к занятиям; результатов учебной деятельности обучающихся, их динамики, анализа результатов мониторинга качества образования; участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, смотрах, проектах и т. п.; анализа имеющихся поощрений и наказаний (уточняется по записям в трудовой книжке, личном деле); результатов самооценки педагогической деятельности работника; результатов самообразования педагогического работника по совершенствованию предметно-методической компетентности; результатов опроса воспитанников, обучающихся и их законных представителей по определению степени удовлетворенности качеством предоставляемых педагогическим работником образовательных услуг.

Анализ посещенных мероприятий, другие материалы позволят объективно оценить успехи педагогического работника, а также позволят аттестационной комиссии предложить пути дальнейшего совершенствования педагогического мастерства аттестуемого.

Одной из составляющей аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» является квалификационный экзамен.

Пунктом 30 Инструкции определен перечень педагогических работников, которые освобождаются от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории.

Особое внимание следует обратить на соблюдение подпункта 30.5 пункта 30 Инструкции (в части «педагогических работников, которые за последние пять лет … подготовили победителей (дипломы I, II, III степени) республиканских конкурсов и т. д. по тексту). Обязательным требованием является наличие Положения о проведении конкурса, фестиваля, выставки и иного мероприятия, в котором указывается принадлежность мероприятия к той или иной категории.

Например, аттестация педагогических работников на высшую квалификационную категорию без квалификационного экзамена в соответствии с подпунктом 30.6 пункта 30 Инструкции может осуществляться только в случае, если в положении о проведении конкурса указано, что это конкурс учителей или научно-педагогических работников, но не конкурс методических разработок, конкурс разработок уроков и т. д.

Квалификационный экзамен не сдают педагогические работники, которые проходят аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории в соответствии с пунктом 20 Инструкции.

Например, педагогический работник имеет высшую квалификационную категорию по должности «Учитель». С текущего учебного года он по совместительству стал работать педагогом дополнительного образования. Педагогический работник имеет право пройти аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории по должности «Педагог дополнительного образования» в соответствии с данным пунктом без учета стажа работы в этой должности и без сдачи квалификационного экзамена.

Пунктом 20-1 Инструкции предусмотрена возможность прохождения аттестации без учета стажа работы и наличия предыдущей квалификационной категории педагогическими работниками, достигшими значительных результатов в педагогической деятельности, имеющими высокие личные профессиональные достижения. В случае получения согласия Министра образования на допуск педагогического работника к аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, аттестация проводится в порядке, установленном инструкцией.

Аттестационное собеседование проводится для всех педагогических работников, в том числе освобожденных от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории в соответствии с пунктом 30 Инструкции и на присвоение квалификационной категории в соответствии с пунктами 20, 20-1 Инструкции.

Инструкцией не предусмотрено признание присвоенной на территории иностранного государства квалификационной категории. Такая квалификационная категория может быть признана, если это предусмотрено международным договором, участницей которого является Республика Беларусь.

Для проведения квалификационных экзаменов на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории разработаны программы, которые размещены на сайтах учреждений образования, в которых созданы соответствующие квалификационные комиссии:

государственное учреждение образования «Академия последипломного образования»;

учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования»;

государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы»;

учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;

учреждение образования «Белорусский государственный университет физической культуры».