Организационно-методическая деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию

Атлас Брестского района

Познакомиться с атласом Брестского района можно по ссылке

свернуть

Маршруты выходного дня

Беларускамоўны дзень

Кожны чацвер  ў дзіцячым садзе- беларускамоўны

Далучэнне дзяцей дашкольнага ўзросту да агульначалавечых і нацыянальных каштоўнасцей - адна з галоўных задач выхавання і навучання дзяцей дашкольнага ўзросту. Для яе рэалізацыі неабходна выкарыстоўваць у дашкольнай установе беларускую мову.

Фарміраванню ў дзяцей дашкольнага ўзросту цікавасці і станоўчых адносін да нацыянальнай мовы, жадання авалодаць беларускай мовай дазваляе беларускамоўны дзень, які ў нашай дашкольнай установе арганізуецца ў чацвер. У гэты дзень педагогі арганізуюць адукацыйны працэс (заняткі, святы, гульні, віктарыны і інш.) на роднай мове, што садзейнічае фарміраванню ӯ выхаванцаӯ цікавасці і станоӯчых адносін  да роднай мовы, павагі да краіны, вытокаӯ культуры беларускага народа.

свернуть

Как познакомить ребёнка с государственными символами Республики Беларусь

Невозможно воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Маленький ребенок еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Но в полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело непростое для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас представлений об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен. Подбирая методы и приемы патриотического воспитания нужно учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточное сформированное историческое сознание.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:

«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Начиная со средней группы, детей знакомят с государственными символами Республики Беларусь (флаг, герб, гимн), со старшей группы – с природными символами Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек).

Реализовать эту задачу можно посредством проведения бесед, рассматриванием иллюстраций, игр-бесед, которые можно проводить дифференцированно в утренние и вечерние часы; дидактических игр, которые лучше проводить в индивидуальной форме; игр – путешествий, экскурсий, а также различных досуговых мероприятий и чтения художественной литературы.

Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Так, например, содержание беседы о символах Беларуси может быть таким:

- У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относиться с уважением (показать иллюстрации с гербом и гимном).

- Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. На флаге Беларуси 3 цвета. Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси). Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.

Государственный флаг Республики Беларусь может использоваться во время государственных праздников и праздничных дней, а также при торжественных мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования для взрослых, и в другие памятные даты, в том числе и без использования древка (флагштока), при обеспечении необходимого уважения к Государственному флагу Республики Беларусь.

О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. Посмотрите на герб нашего государства.

Что на нём изображено?

-Контур Беларуси – зеленый – в лучах восходящего солнца – это наша земля.

-Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб.    -Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров.

- Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями.

- Красная звезда – символ человечности, знак мужества.

Знакомя детей с гимном Беларуси в начале занятия лучше провести беседу о том, что гимн – это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний.

Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:

- при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;

- во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями;

- гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

После беседы следует включить гимн для прослушивания. Слова гимна заучить наизусть можно в нерегламентированной деятельности.

В конце занятия по знакомству детей с символикой Беларуси или в нерегламентированной деятельности можно провести с детьми: аппликацию, лепку, рисование или раскрашивание, флагов, гербов. Также можно провести в индивидуальной форме дидактические игры такие как:

«Чего не стало?»

«Третий лишний»

«Карта Беларуси»

«Мое имя»

«Узнай по описанию» и другие.

В нерегламентированной деятельности можно организовать сюжетно-ролевые игры “Мы по улице идем”, “Принимаем гостей”, “Магазин сувениров”, др.

Следует прочитать детям следующие художественные произведения:

В средней группе: С.Сокалаў-Воюш. “Блакіт нябёс”; Э. Агняцвет. №Зямля з блакітнымі вачамі”; А.Байдак. “Беларусачка”; Д.Бічэль-Загнетава. “Радзіма”; А.Русак “Мой край”; і інш.

В старшей группе: Д.Бічэль-Загнетава. “Белая Русь”, Радзіма”, “Наша Радзіма”; А.Вольскі. “Радзіма”, “Беларусь – мая Радзіма”; В.Вітка “Бусел”; Н.Гілевіч “Я – беларус” і інш.

В старшей группе необходимо организовать проведение занятий по теме «Наш флаг. Наш герб. Наш гимн» и праздников в канун Дня Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь.

свернуть

Организация развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования, способствующей формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников

Центр по формированию основ гражданско-патриотической культуры должен отвечать следующим требованиям:

* информативность (наличие и многообразие дидактического и информационного материала должно быть методически целесообразным);

* стабильность и динамичность (создается на длительный срок, но с регулярно вносимыми изменениями в зависимости от возрастных особенностей детей, их интересов, периода обучения, текущей тематики);

* вариативность (предложенный дидактический материал является разнообразным как по содержанию, так и по способу его представления);

* интегративность (представленный материал может использоваться в образовательном процессе при решении задач различных областей учебной программы).

Наполнение центра по формированию основ гражданско-патриотической культуры должно осуществляться с учетом возрастных психологических особенностей воспитанников, согласно содержанию учебной программы для реализации соответствующих задач.

В первой и второй младших группах в соответствии с основной целью патриотического воспитания – знакомство с ближайшим окружением, формирование элементарных представлений о родном крае – центр патриотического воспитания должен содержать материал по социально-нравственному воспитанию и формированию основ гражданско-патриотической культуры следующей тематики:

«Взрослые люди» (профессии, действия, внешний вид) – иллюстрации, дидактические игры;

«Семья» – иллюстрации, изображающие семью, членов семьи в отдельности; показывающие заботливые взаимоотношения членов семьи, совместные действия; фотоальбом «Моя семья»;

«Дом, в котором ты живешь» – фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;

«Ребенок и сверстники» – иллюстрации, изображающие мальчиков и девочек в разных ситуациях: дети трудятся, помогают друг другу (взрослым), занимаются, играют и т. д.;

«Эмоциональные состояния» – иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей;

«Поведение детей» – иллюстрации, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, этикете;

материал для знакомства детей с малой родиной (детским садом, близлежащими улицами, родным городом (деревней)) – фотоматериалы, иллюстрации, открытки, альбомы;

материал по приобщению детей к истокам белорусской народной культуры – предметы старины, белорусские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах;

иллюстрации с животными белорусских лесов с характерными признаками времен года;

фольклорные произведения (песни, потешки, сказки и т. д.) – книги, аудиозаписи.

В средней группе осуществляется работа по формированию и расширению представлений о семье, детском саде, населенном пункте, в котором проживает воспитанник, и его достопримечательностях, о знаменитых земляках; по приобщению к истокам белорусской культуры. Следовательно, содержание центра по формированию основ гражданско-патриотической культуры должно быть расширено материалами:

по социально-нравственному воспитанию (семейные праздники и традиции) – фотоматериалы, альбомы и др.;

знакомству детей с малой родиной: детским садом, близлежащими улицами, родным городом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для населения, отражающими историю возникновения населенного пункта, его названия, животный и растительный мир и др., – фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, открытки;

приобщению детей к истокам белорусской народной культуры – предметы старины, белорусские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме;

знакомству с государственными символами (Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн Республики Беларусь) – книги, иллюстрации, аудиозаписи;

формированию представлений о белорусской армии, воинах, охраняющих нашу Родину (пограничники, моряки, летчики); воспитанию уважения к защитникам Отечества, к памяти погибших воинов – фотоматериалы, иллюстрации и др.;

художественной литературой нравственной тематики, фольклорными произведениями в соответствии с возрастом воспитанников (сказки, песни, пословицы, поговорки и т. д.) – книги, аудиозаписи.

В старшей группе в центре по формированию основ гражданско-патриотической культуры целесообразно представить материалы в соответствии с такими направлениями работы по патриотическому воспитанию, как краеведение; развитие представлений о родной стране, государственных символах, историческом прошлом Беларуси:

«Моя семья» – семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы: «Герб моей семьи», «Как мы вместе отдыхаем» и др.;

«Родной город (деревня)» – иллюстрации, фотоматериалы на темы: «История возникновения города», «Промышленность города», «Знаменитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности города»; карта города; символы города (герб);

«Мой край» – материалы, знакомящие детей со славой и достижениями области (города́ области, чем они знамениты, промышленность и сельское хозяйство области); карта Беларуси;

«Защитники Отечества» – иллюстрации «Великая Отечественная война», «Белорусская армия»; фотоматериал «Памятники воинской славы»; художественная литература и дидактические игры по теме; макеты (военная техника и т. п.);

«Люди, прославившие Беларусь» – портреты; произведения художественной литературы, рассказывающие о великих соотечественниках;

«Приобщение к истокам белорусской народной культуры» – иллюстрации по темам: «Как жили люди в Беларуси», «Предметы старины», «Из истории белорусского народного костюма», «Народные праздники и обряды», «Народный календарь»; предметы старины; белорусские игрушки; предметы народного декоративно-прикладного искусства; куклы в национальных костюмах; дидактические игры по теме;

«Наша планета Земля» – глобус; детская карта мира; иллюстрации; произведения художественной литературы, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны;

фольклорные произведения (сказки, былины, предания) – книги, аудиозаписи.

Во всех возрастных группах в центрах по формированию основ гражданско-патриотической культуры целесообразно на постоянной основе представлять результаты творческой работы воспитанников, такие как рисунки, поделки и др. (индивидуальные и коллективные), в соответствии с текущим тематическим планированием по данному направлению (например, открытки ко Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, коллективный коллаж «Памятные места Беларуси» и т. д.).

Развивающая предметно-пространственная среда иных помещений учреждения дошкольного образования также должна быть направлена на формирование основ гражданско-патриотической культуры воспитанников: в физкультурном зале целесообразно представить атрибуты к белорусским народным подвижным играм, в музыкальном зале – белорусские народные музыкальные инструменты, аудиозаписи белорусских народных песен, элементы народных костюмов, декорации и др.

В оформлении помещений учреждения дошкольного образования рекомендуется использование предметов белорусского народного декоративно-прикладного искусства, которые при этом должны быть эстетически, функционально и методически оправданны.

Источник: Методические рекомендации по организации работы с воспитанниками учреждений образования, иных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родителями (законными представителями) воспитанников по формированию основ гражданско-патриотической культуры.

свернуть

Консультация для педагогов "Маршрут выходного дня» как форма организации взаимодействия УДО с семьями воспитанников

«МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ» КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

(рекомендации для педагогов по разработке «маршрутов выходного дня»)

Когда родители могут больше времени провести со своими детьми? Конечно, в выходные дни. Каждая семья имеет свои традиции и свой опыт проведения выходных. Многие семьи выбирают совместный отдых в развлекательных центрах, в парках культуры и отдыха, походы в театр, кинотеатр, цирк. Однако такой вариант семейного досуга могут позволить себе те, кто живет в городской местности, или семьи, имеющие определенный материальный достаток, обеспечивающий возможность организации поездки всей семей в областной центр или столицу нашей республики.

Поэтому альтернативой для организации совместного семейного досуга может стать ближайшее природное и социальное окружение. Общение с природой, знакомство с интересными социальными и историческими объектами в том населенном пункте, где проживает семья, позволит организовать не менее интересный семейный досуг. Совместные прогулки будут способствовать развитию детского познавательного интереса и наблюдательности, формированию основ экономической и экологической культуры детей, знакомству детей и самих родителей с историей своей малой родины, воспитанию позитивного отношения к месту, где родились и живут. Правильная организация прогулок на луг, водоем, в лес, в поле, к памятнику на площади, по улицам родного города (агрогородка, деревни) обеспечит условия для укрепления здоровья и гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семьях.

При этом важна психолого-педагогическая поддержка со стороны педагогов, направленная на информирование родителей об алгоритме проведения совместной прогулки, об особенностях выбора объектов природного и социального окружения для наблюдения с детьми, об организации разнообразных видов детской деятельности в условиях прогулки. Непосредственная разработка самого маршрута включает в себя:

- определение логистики маршрута;

- отбор и обработка познавательного материала, составление перечня вопросов для беседы родителей с ребенком;

- подбор в помощь родителям литературных произведений для чтения и заучивания с ребенком;

- определение видов детской деятельности, возможность организации которых обусловлена спецификой маршрута (задания для детей и родителей во время прогулки и после прогулки);

- оформление «маршрута выходного дня».

Внедрение в практику учреждения дошкольного образования «маршрутов выходного дня» как формы работы с родителями предполагает:

- информирование родителей о «маршрутах выходного дня» посредством наглядно-информационных материалов и информационно-коммуникационных форм работы;

- получение обратной связи в процессе общения с детьми (организация утреннего сбора в группе в понедельник: обмен впечатлениями, показ детьми программок, фотографий, буклетов с места посещения; мини-сообщения детей о месте посещения с опорой на модель или наглядный материал);

в процессе вовлечения детей и родителей в создание тематической выставочной экспозиции «Веселые выходные» («Папа, мама, я – отдыхающая семья», «Семейные выходные», «Как мы провели выходные»): оформление фотоотчетов, стенгазет, книжек-малышек, выставок поделок, вернисажей рисунков «Мой выходной день»;

- трансляцию эффективного опыта семейного воспитания на родительских собраниях, выпуск стенгазет, оформление персональных выставок, публикации в средствах массовой информации и т.п.

При разработке «маршрута выходного дня» педагогам рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

  1. Определение логистики маршрута, выбор темы.

Каждый маршрут должен иметь свою четко сформулированную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты маршрута в единое целое, определяет выбор игровых заданий и художественных произведений для детей. Логистика маршрута определяется с учетом его вида (пеший, велосипедный). Рекомендуемая положительность пешего маршрута для ребенка дошкольного возраста по времени – 1-3 часа, общее расстояние – от 1 до 5 км.

Примерная тематика «маршрутов выходного дня»:

- «Времена года в городском парке», «Парк птиц», «Зоопарк» и др.;

- «Краеведческий музей», «Музей сказки», «Музей техники» и др. музеи;

- «Маршрут по улицам города», «Самые красивые места нашего агрогородка», «Архитектура города», «Детский парк» и др.;

- «Боевая Слава нашей малой родины», «Профессия моих родителей», «История моего края», «Чем славиться моя малая родина» и др.

  1. Отбор и изучение объектов.

В качестве объектов могут быть выбраны: памятные места, связанные с историческими событиями; здания и сооружения, мемориальные памятники; природные объекты; экспозиции музеев, галерей, выставок; памятники архитектуры, искусства и др.

Критерии оценки объектов для включения в маршрут: познавательная ценность, известность объекта, необычность (экзотичность) объекта, выразительность объекта, сохранность объекта, местонахождение объекта, доступность и безопасность.

  1. Подготовка познавательной информации об объектах маршрута.

Необходимо разработать небольшие памятки, брошюры, буклеты с познавательной информацией об объектах на маршруте. Данную информацию также можно разместить на сайте учреждения дошкольного образования, предоставив ссылку на нее посредством размещения QR-кодов на информационных стендах и других наглядно-информационных материалах.

Требования к тексту: краткость, четкость, содержательность, соответствие содержания возрастным особенностям детей дошкольного возраста, объективная оценка показываемых объектов, сформулированная точка зрения на события и факты.

  1. Отбор литературных произведений.

Литературные произведения, малые формы фольклора выбираются исходя из тематики прогулки и в соответствии с возрастом детей. Для непосредственного чтения родителями, заучивания с детьми во время прогулки следует отдать предпочтение стихам, загадкам, потешкам. Для чтения после прогулки можно рекомендовать рассказы, сказки.

  1. Подбор игровых заданий

Осуществляется исходя из темы и логистики маршрута прогулки, с учетом возраста детей. Предпочтение следует отдавать словесным игровым упражнениям, игровым упражнениям с природным материалом, подвижным играм с участием 2-4 человек.

  1. Подбор заданий для организации деятельности ребенка (совместной деятельности детей и родителей) после прогулки

Выбор вида продуктивной деятельности осуществляется исходя из темы прогулки и наблюдаемых объектов, с учетом возраста детей.

  1. Оформление «маршрута выходного дня»

«Маршрут выходного дня» должен быть оформлен в виде раздаточного наглядно-информационно материала (памятки, буклеты, и т.п.), содержать описание маршрута, информацию об объектах для наблюдения, текст литературного произведения, описание заданий для выполнения на маршруте прогулки, после прогулки. Приветствуется наличие фотографий, схем, рисунков, облегчающих восприятие описания «маршрута выходного дня». Все «маршруты выходного дня» рекомендуется оформлять в едином стиле. Стиль оформления должен быть ярким, красочным; информация – легко читаемой. Распечатанные маршруты следует размещать в уголках для родителей.

Электронный вариант «маршрута выходного дня» размещается на сайте учреждения образования в целях обеспечения возможности скачивания родителями.

Эффективным является оформление информации о маршруте на флаерах. Краткая информация дополняется QR-кодом, обеспечивающим доступ с помощью специального приложения для мобильных устройств к полной информации о «маршруте выходного дня», размещенной на сайте учреждения.

 

 

Приложение 1

«МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ» КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

Примерная структура оформления «маршрута выходного дня»

Маршрут «...» («Весна в лесу»)

Рекомендуемый возраст ребенка: (младший дошкольный возраст)

Содержание маршрута:

  1. Что рассмотреть с ребенком. (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «Понаблюдайте с ребенком за…», «Обратите внимание ребенка на…», «Покажите ребенку…», «Рассмотрите с ребенком…» и т.п.)
  2. Что рассказать (прочитать) ребенку. (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразу «Расскажите ребенку…», «Можно прочитать…», «Можно разучить…» и т.п.)
  3. Какие вопросы задать ребенку. (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «Спросите у ребенка …», «Поинтересуйтесь у ребенка…», «Уточните, знает ли Ваш ребенок…» и т.п.)
  4. В какие игры поиграть с ребенком. (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «Можно поиграть с ребенком…», «Поиграйте с ребенком…» и т.п.)
  5. Что предложить ребенку сделать (сделать взрослому совместно с ребёнком) после прогулки. (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразу «После прогулки предложите своему ребенку … (нарисовать, сделать аппликацию, сконструировать).», «Сделайте вместе с ребенком» и т.п.)

Материалы в помощь родителям для организации взаимодействия с ребенком во время прогулки:

  1. Стихотворения, пословицы, поговорки, приметы и т.д. позволяющие сконцентрировать внимание ребенка на месте его пребывания.
  2. Краткая информация о месте прогулки, объектах, изложенная в форме, доступной ребенку дошкольного возраста.
  3. Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте.
  4. Примерные вопросы для беседы с ребёнком об объектах на маршруте.
  5. Примерные задания после завершения прогулки (нарисовать, сделать поделку, фотоколлаж, сочинить рассказ и т.п.)

Дополнительная информация (рекомендации) в «маршруте выходного дня» (указывается при необходимости):

- время работы (музея, библиотеки и т.п.);

- как добраться (карта, схема проезда и т.п.);

- сайт (если социальный объект);

- что с собой взять (при посещении природного объекта);

- потенциально опасные места на маршруте (перекресток, крутой склон и т.п.).

Примерная схема описания памятника для включения в «маршрут выходного дня»:

- название памятника;

- местонахождение памятника (город, улица, № дома и т.д.);

- дата открытия памятника, сведения об авторе;

- описание памятника (планировка, композиция, размер и т.д.);

- историческое событие (личность), которому посвящен памятник;

- фотография, рисунок или план памятника.

Примерная схема описания природоведческой объекта для включения в «маршрут выходного дня»:

- название;

- местоположение;

- характеристика объекта (площадь, животный мир, растительность, почва, и т.п.);

- ценность объекта (научная, учебная, оздоровительная);

- значение объекта (местное, районное, областное, республиканское, всемирное);

- использование объекта;

- перечень игр и упражнений, которые можно организовать при посещении данного объекта;

- схема, план, фотография объекта.

 

Приложение 2

Маршрут «Веселая прогулка в березовую рощу»

 

Рекомендуемый возраст ребенка: 4 – 5 лет

Содержание маршрута:

  1. Что рассмотреть с ребенком.

Рассмотрите с ребенком объекты и постройки на пути к березовой роще: здания ФАПа, сельского дома культуры. Проходя по улице Центральной, вспомните правила дорожного движения.

  1. Что рассказать (прочитать) ребенку:
  2. Прочитайте рассказ Міколы Гамолкі “Васілёва бярозка”

Перед прогулкой расскажите ребенку про березу.

Поинтересуйтесь, какие стихи и пословицы он знает про березу. 

Расскажите о пользе березового сока, который дает дерево.     Загадайте загадки про это дерево.

  1. Какие вопросы задать ребенку:

Какие птицы прилетают в березовую рощу?

Каких насекомых увидели на березе?

Что нужно каждому дереву для жизни?

  1. В какие игры поиграть с ребенком.

Поиграйте с ребенком в подвижную игру «Раз, два, три, к дереву беги».

  1. Что предложить ребенку сделать (сделать взрослому совместно с ребёнком) после прогулки:

Нарисуйте или сделайте аппликацию на тему “Березовая роща”.

Материалы в помощь родителям для организации взаимодействия с ребенком во время прогулки:

  1. Стихотворения, пословицы, поговорки, приметы и т.д. позволяющие сконцентрировать внимание ребенка на месте его пребывания.

Прочитайте с детьми:

Рассказ:

http://belaryskaiahata.blogspot.com/p/blog-page_143.html

Правила поведения: https://nowifi.ru/vyzhivanie-v-dikoy-prirode/kostry/104-pravila-povedeniya-na-prirode.html

О пользе березового сока: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3078730-rasskaz-pro-berezu-i-berezovyj-sok-kniga-zelenye-stranicy-gde-chitat.html

  1. Краткая информация о месте прогулки, объектах, изложенная в форме, доступной ребенку дошкольного возраста.

Берёза очень распространённое дерево. О берёзе сложено много стихов и написано много песен. Берёзу часто рисуют художники из-за её простой и светлой красоты. Берёзовые рощи ярким солнечном днём необыкновенно светлые и поэтому притягательные. Такую светлость даёт берёзовый ствол - он белый с небольшими чёрными штрихами на коре берёзы. А листья берёзы очень аккуратные, небольшого размера полукруглой формы с заострённым верхом. Крона берёзы не заслоняет солнечный свет, поэтому берёза всегда выглядит ярко при дневном освещении.

  1. Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте.

Игровое упражнение «Познакомься с деревом»: подойди к нему, шепни своё имя, погладь его. Обними ствол дерева руками, прижмись к нему, чтобы дерево дало свою силу, и ты станешь здоровым и крепким малышом.

  1. Примерные вопросы для беседы с ребёнком об объектах на маршруте:

 Какие птицы прилетают в березовую рощу?

 Каких насекомых увидели на березе?

 Что нужно каждому дереву для жизни?

  1. Примерные задания после завершения прогулки:

Нарисуйте или сделайте аппликацию на тему “Березовая роща”.

  1. Рекомендации:

В жаркую погоду не забывайте про питьевой режим.

Одевайте ребенка в соответствии с погодными условиями.

Не забывайте детям надевать головные уборы.

Соблюдайте правила безопасности на дороге, и в природе.

Приложение 3

Маршрут «На реку Турья»

 

Рекомендуемый возраст ребенка: 4 – 5 лет

Содержание маршрута:

  1. Что рассмотреть с ребенком.
    • Начните маршрут от здания учреждения образования. Расскажите ему о том, что вы направляетесь к реке Турья. Путешествуйте активно, весело, но не торопясь, получая удовольствие от новых впечатлений, совместной прогулки и общения. Пройдите по улице Молодежной, затем поверните налево, пройдите мимо зерносклада, кукурузного поля, озера.
    • Вспомните вместе с вашим ребенком правила движения по дороге.
    • Спросите у него, что необходимо брать всегда с собой в жаркую погоду (головной убор, вода и т.д.)
  2. Что рассказать ребенку:
    • По пути к реке Турья расскажите о реках. Объясните, для чего нужны реки на Земле.
    • Расскажите о происхождении названия реки Турья.
    • Покажите своему ребенку растения, растущие на берегу: деревья, кусты, цветы.
  • Прислушайтесь с ребенком к звукам реки, окружающей её среды.
  • Сделайте фотографии возле понравившегося растения на берегу.
  1. Какие вопросы задать ребенку:

Видел ли он реку раньше? Чем она ему запомнилась?

Чем отличаются река от озера? Какие растения, цветы он увидел у реки?

  1. В какие игры поиграть с ребенком.

«Лягушка и лягушата».

Цель: развивать речевое внимание детей.

Ход: мама-лягушка говорит: «Я - большая лягушка, я «прыгаю» в пруд, и громко квакаю: «Ква-ква» (имитирует, что плавает и громко квакает). Ребенок-лягушонок тоже «прыгает» в пруд, «плавает», тихонько квакает (имитирует действия и тихо квакает). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем они меняются ролями, и игра повторяется.

  1. Что предложить ребенку сделать (сделать взрослому совместно с ребёнком) после прогулки.

Композицию из природного материала, собранного возле реки «Возле реки»

 

Материалы в помощь родителям для организации взаимодействия с ребенком во время прогулки:

  1. Стихотворения, пословицы, поговорки, приметы и т.д. позволяющие сконцентрировать внимание ребенка на месте его пребывания.

Лучше нет земли родной!

Подрасту – про всё узнаю,

В небе, в море побываю,

Посмотрю другие страны,

Горы, реки, океаны.

А потом вернусь домой:

Лучше нет земли родной! (В. Кудлачёв)

Дома закрепите знания детей о реке:

Водные и прибрежные растения: https://mastery-of-building.org/vodnye- rasteniya-pribrezhnye-rasteniya/

Загадайте загадки: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro- reku-dlya-detej-20-luchshih.html

Правила поведения      на        воде: http://15gdp.by/novosti/179-pravila- povedeniya-na-vode-dlya-detej

  1. Краткая информация о месте прогулки, объектах, изложенная в форме, доступной ребенку дошкольного возраста:

Река может начинаться и из болота, и из озера. Водичка вытекает из них, собирается в ручьи. А они, в свою очередь, соединяются, стекаются и получается река. Вот так рождается река. 

  1. Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте:

Подвижная игра «Лягушка и лягушата», настольная игра «Помогите рыбке преодолеть лабиринт».

  1. Примерные вопросы для беседы с ребёнком об объектах на маршруте:

Видел ли он реку раньше? Чем она ему запомнилась?

Чем отличаются река от озера? Какие растения, цветы он увидел у реки?

  1. Примерные задания после завершения прогулки:

Сделать композицию из природного материала, собранного возле реки «Возле реки»

  1. Рекомендации:

В жаркую погоду не забывайте про питьевой режим.

Одевайте ребенка в соответствии с погодными условиями.

Не забывайте детям надевать головные уборы.

Соблюдайте правила безопасности на дороге, и в природе.

 

Приложение 4

Маршрут «Книжкин дом»

Рекомендуемый возраст ребенка: 4-5 лет

Содержание маршрута:

  1. Что рассмотреть с ребенком.

Перед началом маршрута поинтересуйтесь у ребенка, где хранятся книги. А если захочется прочитать какую-нибудь книгу, а дома её нет, где можно взять? (в книжном магазине или в библиотеке.)

Обратите внимание на постройки, которые находятся на пути к библиотеке (колхозную столовую, фельдшерско-акушерский пункт), порассуждайте, для чего они предназначены.

Рассмотрите с ребенком объект культуры – сельский Дом культуры, библиотеку. Познакомьтесь с библиотекарем и рассмотрите богатые книгами полки, тематические выставки, красочные книги для младшего возраста, детские журналы.

  1. Что рассказать (прочитать) ребенку:

Расскажите, что человека, пришедшего за книгой, называют читателем. Для читателей в нашей сельской библиотеке организуется много интересных мероприятий: беседы про книги, книжно-иллюстративные выставки, экскурсии, творческие конкурсы, праздники, посвященные Неделе детской книги.

Предложите работнику библиотеки, чтобы он рассказал про профессию библиотекаря. (Он выдаёт книги, отвечает на вопросы читателя, советует, какую книгу почитать, рассказывает про писателей, организовывает книжные выставки).

Расскажите про талантливых земляков Виктора Трусевича и Кастуся Жука, которые родились, жили в деревне Затурья и писали красивые стихи про свой край.

  1. Какие вопросы задать ребенку:

Уточните, знает ли ребенок, что такое библиотека?

Поинтресуйтесь, какая любимая сказка щ вашего ребенка?

Уточните правила поведения в библиотеке.

  1. В какие игры поиграть с ребенком:

Можно поиграть в сюжетно-ролевую игру «Библиотекарь» по сюжетам: раскладка книг по своим местам на полках; читатель пришел выбрать книгу; читатель принес прочитанную книгу.

Поиграйте в игру-викторину «Угадай героя сказки».

  1. Что предложить ребенку сделать (сделать взрослому совместно с ребёнком) после прогулки.

Сделайте совместно со своим ребенком книжку-малышку «Любимая сказка».

Предложите отремонтировать книгу, которая потрепалась.

  

 

 

 

Материалы в помощь родителям для организации взаимодействия с ребенком во время прогулки:

  1. Стихотворения, пословицы, поговорки, приметы и т.д. позволяющие сконцентрировать внимание ребенка на месте его пребывания.

Мультфильм – “Библиотека” –

https://www.youtube.com/watch?v=oR6Cl0xS0ZA

  1. Краткая информация о месте прогулки, объектах, изложенная в форме, доступной ребенку дошкольного возраста.
  2. Библиотека – это здание, где живут книги. «Библио» - это значит «книга», и «тека» - «хранилище». Таким образом, «библиотека» - это хранилище книг.
  3. Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте.
  4. Поиграйте в игру-виктарину “Угадай героя сказки
  5. Примерные вопросы для беседы с ребёнком об объектах на маршруте.

Уточните, знает ли ребенок, что такое библиотека?

Поинтересуйтесь, какая люби мая сказка у вашего ребенка?

Уточните с ребенком правила поведения в библиотеке.

 

Приложение 5

Маршрут выходного дня «Мой Слуцк»

(старший дошкольный возраст)

Цель: способствовать побуждению интереса к культурно-историческому наследию города. Привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.

Задачи маршрута:

  • познакомить с достопримечательностями, памятниками Слуцка.
  • развивать эстетическое восприятия, эмоциональную отзывчивость, творческие способности детей.
  • воспитывать любовь к семье, родному городу.

Тип экскурсии: пешеходная.

Маршрут экскурсии: дом-камень с датой основания г. Слуцка – памятник А. Слуцкой – памятник героям войны – памятник С. Слуцкой – набережная-дом.

Описание маршрута:

Выходя из дома, прочитайте ребенку стихотворение Галины Варущенковой «О родном городе»:

Есть у каждого на свете свой родимый уголок.

Для меня таким, поверьте, стал наш тихий городок.

Раньше я не понимала и печалилась порой,

Если мама после сада нас вела пешком домой.

Мы экскурсий не хотели, мы хотели на качели!

Но теперь я стала старше и проснулся интерес:

Про родной и славный город разузнать всё, наконец.

Каждый день я с нетерпеньем жду, когда пойдём гулять,

Потому что мама может обо всём мне рассказать:

Про скульптуры, монументы и про памятник Победы,

Про спортсменов, мастеров, знаменитых земляков…

Я всё-всё про город знаю, и теперь я понимаю:

Мы должны гордиться им, нашим городом родным!

Предложите ребенку вместе пройтись по родному городу, узнать и увидеть о нем много нового и интересного.

По пути маршрута предложите поиграть в словесную игру «Подбери слово». Вы называете существительное (объекты города, которые будут встречаться по дороге) – ребенок подбирает подходящие по смыслу определения-прилагательные. Например, магазин (продуктовый, небольшой, одноэтажный), памятник, скамейка, река…

Подходя к перекрестку дороги, проговорите безопасные правила его перехода. Спросите у ребенка, что обозначает каждый цвет светофора.

Первый памятник нашего маршрута – камень с датой основания г. Слуцка. Поинтересуйтесь, знает ли ребенок, что за цифры изображены на нем. Обратите внимание ребенка на то, сколько лет исполнилось нашему городу в этом году.

Маршрут продолжает комплекс памятников Анастасии Слуцкой, героям войны и Софии Слуцкой. Рассмотрите поочередно памятники. Расскажите значимую информацию о них, зачитывая сведения из буклета.

Обратите внимание ребенка на цветы, лежащие у памятников, пусть ребенок обоснует ответ на ваш вопрос – Почему люди приносят цветы к памятнику?

Ответьте на интересующие ребенка вопросы.

Далее пройдем по набережные реки. Полюбуйтесь природой. Спросите у ребенка название реки, которая дала имя нашему городу. Обратите внимание на плавающих по реке птиц. Загадайте ребенку загадку про уток:

Вдоль по реке, по водице плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет, за собою их ведет.

Весел нет у малых лодок, а кораблик больно ходок.

Вправо, влево, взад, вперед всю ватагу поведет.

Отдыхая на лавочке набережной, предложите ребенку поиграть с вами в игру «Назови ласково» (например, «город-городок, дом-домик, сад-садик и т.д.)

По дороге домой предложите ребенку почитать вывески зданий, названия улиц. Можно поиграть в игры «Назови номер дома», «Посчитай этажи». Дети с удовольствием будут демонстрировать вам свои математические знания. Поощряйте правильные ответы ребенка.

После прогулки не забудьте поинтересоваться у ребенка дома:

- Что тебе понравилось и запомнилось на прогулке по городу?

- Где бы ты хотел побывать?

- Куда бы ты хотел вернуться?

Предложите ребенку вместе нарисовать, слепить или сделать аппликацию увиденного на прогулке.

Фотографии оформите на память в семейный фотоколлаж «Прогулка по Слуцку».

свернуть