Информационно-методический кабинет

Годовые задачи ГУО "Детский сад д.Чернавчицы" на 2023-2024 учебный год

 1. Развитие изобразительных способностей у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к белорусскому декоративно-прикладному искусству.

Планируемые результаты:

Воспитанники:

1) Актуализируют представления о белорусском декоративно-прикладном искусстве: виды (тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломки, льна, лозы, дерева), особенности (традиционность, простота форм, сдержанность декоративного решения, преобладание геометрического орнамента).

2) Освоят способы и техники изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка) в процессе приобщения к белорусскому декоративно-прикладному искусству в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Педагогические работники:

1) Актуализируют знание методики руководства изобразительной деятельностью (декоративное рисование, декоративная аппликация, лепка) детей дошкольного возраста.

2) Повысят профессиональную компетентность в развитии изобразительных способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщения к белорусскому декоративно-прикладному искусству.

3) Повысят качество оснащения развивающей предметно-пространственной среды материалами и пособиями (конспекты специально организованной деятельности, учебно-наглядные пособия, альбомы с образцами работ, изделия декоративно-прикладного искусства Беларуси) для развития изобразительных способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщения к белорусскому декоративно-прикладному искусству.

4) Активизируют работу с родителями в направлении развития у детей дошкольного возраста изобразительных способностей (оформление наглядной информации, планирование и проведение совместных мероприятий).

Родители:

1) Повысят уровень осведомлённости по проблеме развития у детей дошкольного возраста изобразительных способностей в соответствии с возрастными возможностями.

2) Осознают необходимость знакомства детей дошкольного возраста с белорусским декоративно-прикладным искусством.

 

2. Активизация словаря воспитанников в условиях русско-белорусского двуязычия посредством дидактических игр и упражнений.

Планируемые результаты:

Воспитанники:

1) Достигнут оптимального уровня развития словаря в соответствии с возрастными возможностями:

  • воспитанники 3-4 лет: употребляют в речи названия предметов, объектов природы и близкого окружения, разные части речи, обобщающие понятия; называет слова с противоположным значением; обозначают словами результат сравнения предметов, игрушек, картинок; понимают значения многозначных слов: «ножка» (стула, стола, гриба); называюць асобныя прадметы навакольнага асяродзя, іх якасці і дзеянні.
  • воспитанники 4-5 лет: применяет в речи слова, обозначающие материал (дерево, стекло, пластмасса), пространственные отношения (далеко, близко, рядом, около и др.), свойства и качества предметов (твёрдый и мягкий, прозрачный и непрозрачный и т.п.), видовые (пальто, куртка; чашка, стакан) и родовые (игрушка, одежда, мебель, овощи, фрукты, посуда) понятия, обозначающие эмоции и чувства («радость», «грусть», «страх», «удивление», «любовь»), нравственные понятия («смелость» – «трусость», «аккуратность», «доброта», «вежливость», «трудолюбие», «честность» – «лживость», «хитрость», «жадность» – «щедрость»), обобщающие слова; подбирают определения к заданным словам, к предмету слова, обозначающие действия, слова близкие и противоположные по смыслу («смелый», «отважный», «храбрый»; «холодный» – «теплый»); называюць прадметы навакольнага асяродзя, іх якасці і дзеянні, матэрыялы з якіх яны зроблены; выкарыстоўваюць словы, якія абазначаюць відавыя і родавыя паняцці.
  • воспитанники 5-7 лет: называют значения многозначных слов разных частей речи, различают обобщающие понятия; подбирают и называет слова, обозначающие свойства и качества предмета, а также материал, из которого он сделан; употребляют синонимы, антонимы, омонимы в собственной речи, понимают смысл некоторых фразеологизмов и других образных средств языка употребляют слова, наиболее точно подходящие к ситуации; называюць словы – назвы прадметаў, якія акружаюць, словы рускай і беларускай моў, якія супадаюць або падобныя па вымаўленні, але маюць рознае лексічнае значэнне, традыцыйныя беларускія формы імёнаў, формы ветлівасці на беларускай мове.

Педагогические работники:

1) Актуализируют закономерности и особенности словарной работы с детьми дошкольного возраста в условиях русско-белорусского двуязычия.

2) Приобретут опыт подбора и разработки дидактических игр и упражнений для активизации словаря воспитанников.

3) Повысят качество оснащения развивающей предметно-пространственной среды играми и пособиями (в том числе интерактивными), направленными на активизацию словаря воспитанников в условиях белорусско-русского двуязычия.

4) Активизируют работу с родителями в направлении развития словаря у детей дошкольного возраста (оформление наглядной информации, планирование и проведение совместных мероприятий).

Родители:

1) Повысят уровень осведомлённости в вопросах особенностей и возрастных нормативов речевого развития ребёнка в условиях белорусско-русского двуязычия.

2) Осознают необходимость создания благоприятной языковой среды, выбора эффективных игровых материалов для активизации словаря детей.

 

свернуть

Интерактивные игры для развития и активизации словаря воспитанников

Дыдактычная гульня "Збяры слова" (5-6 гадоў)
Мэта: фарміраваць уменне ужываць словы-назвы акаляючых прадметаў і істот: назвы посуду, мэблі, агародніны, садавіны, свойскіх і дзікіх жывёл. 
Правілы гульні: неабходня назваць словы па-беларуску і размеркаваць па тэматычным групам.

https://learningapps.org/watch?v=puu4u8mck24

Дыдактычная гульня "Слоўнік. Садавіна і гародніна" (4-7 гадоў)
Мэта: замацаваць назвы садавіны і гародніны.
Правілы гульні: дарослы чытае назву садавіны ці гародніны, а дзіця павінна знайсці адпаведны малюнак (4-6 гадоў); суаднесці слова з малюнкам (6-7 гадоў).

https://learningapps.org/display?v=pg44nqe9n24 

Гульня"Знайдзі пару. Садавіна і гародніна"
Мэта: замацаваць назвы садавіны і гародніны, развіваць памяць, увагу.
Правілы гульні: дзеці адкрываюць карткі з малюнкамі і называюць іх. Калі знойдзена пара аднолькавых малюнкаў, трэба сказаць "Я знайшоў агуркі" і г.д.

https://learningapps.org/display?v=p7kcrg66n24 

Серия игр "Отгадай-ка" (4-6 лет)
Цель: формировать умение соотносить словесно обозначенные признаки предметов с их графическим изображением, активизировать словарь по теме.
Правила игры: взрослый читает загадку, а ребёнок должен назвать ответ и найти соответствующее изображение.

https://learningapps.org/display?v=p1h31y97524 - Животные леса
https://learningapps.org/display?v=p0pstkf6524 - Посуда
https://learningapps.org/display?v=pi1ujwor524 - Транспорт

Дидактическая игра "Найди пару" (4-6 лет)
Цель: активизировать словарный запас детей по теме "Домашние животные" (названия домашних животных и их детенышей), развивать внимание, мышление, зрительное восприятие.
Правила игры: детям предлагается помочь животным найти своих детенышей, которые потерялись; они должны назвать животное и детеныша, соединить их изображения.

https://learningapps.org/watch?v=pi19mq0u524 

Дидактическая игра "Рассортируй одежду и обувь" (4-6 лет)
Цель: активизировать словарный запас детей по теме "Одежда и обувь", развивать внимание, мышление, зрительное восприятие.
Правила игры: детям предлагается помочь навести порядок и рассортировать предметы одежды и обуви по соответствующим группам, при этом называть предметы одежды и обуви.

https://learningapps.org/watch?v=p2wvsmc3t24 

 

свернуть

Нормативные правовые документы

На сайте НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА (Главная - Образовательный процесс 2023-2024 - Дошкольное образование) можно ознакомиться и скачать следующие нормативные правовые документы:

свернуть

Консультация "Технологии визуализации"

Термин «визуальное мышление» принадлежит американскому психологу Р. Арнхейму, работы которого легли в основу современных исследований о роли образных явлений в познавательной деятельности. Как любая другая технология, визуализация имеет определенную цель, применяет концепции, методы и средства, заимствованные из других областей:

принципы дизайна карты (картография),

принципы обозначения данных в графиках (статистика),

правила композиции, макетирования, колористики (графический дизайн),

стиль написания (журналистика),

программные средства (информатика, программирование),

ориентация на читательскую аудиторию (психология восприятия) [2].

Классификация информации по признакам:

по форме представления: текстовая (книги, газеты, журналы, конспекты, рукописи и т.д.); звуковая (речь, музыка, пение птиц и т.д.); числовая (числа в календаре, время на табло электронных часов, таблица умножения, оценки в журнале, цены на товар и т.д.); графическая (картинки, фото, схемы и т.д.);

по способу восприятия человеком: зрительная воспринимается зрением; звуковая воспринимается слухом; обонятельная воспринимаемая с помощью органов обоняния; вкусовая воспринимается с помощью вкусовых рецепторов языка; тактильная воспринимается кожным покровом, особенно кончиками пальцев.

Визуализация – это общее название приёмов представления числовой информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.

Техники визуализации в образовательном процессе

  1. Таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя, а также для формирования у обучающихся системного взгляда на исторические процессы. Другая сфера использования таймлайнов – управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам отмечать и видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.
  2. Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.
  3. Скетч – это способ мышления на бумаге с использованием изображений для лучшего запоминания информации. Скетч в переводе с английского языка (sketch) эскиз, набросок, зарисовка. Скетч учит осмысливать, преобразовывать, запоминать информацию, делая простые эскизы на бумаге ручкой.

Скетчноутинг – это создание небольших рисунков (скетчей), иллюстрирующих конспект. При этом нет необходимости быть художником – главное, чтобы образ был узнаваем, не уделяется особое внимание цвету и инструменту для рисования.

  1. Скрайбинг – это тот же скетчноутинг, но для представления публике: то есть скрайбер рисует изображения не у себя в тетради, а на доске или экране параллельно с рассказом. Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком.

Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.

Скрайбинг-фасилитация (от английского facilitate – помогать, облегчать, содействовать) это перевод информации из словесной формы в визуальную и фиксирование ее в режиме реального времени. Работа учителя на уроке во время объяснения нового материала с мелом в руках – пример скрайбинга-фасилитации.

Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:

Скрайбинг рисованный. Классический вариант скрайбинга. Рука человека рисует в кадре (или на доске) картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно со звучащим текстом.

Скрайбинг-аппликация. На лист бумаги или любом другом фоне в кадре выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

Скрайбинг магнитный. Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы, например, PowToon, VideoScribe и другие. С их помощью видео можно создавать по готовым шаблонам, однако бесплатные возможности указанных сервисов ограничены.

Самый простой скрайбинг можно создать даже с помощью программы Power Point: в такой анимированной презентации изображения на слайдах появляются постепенно, в соответствии с рассказом «за кадром». В данном случае соблюдается основной принцип скрайбинга – «эффект параллельного следования».

Видеоскрайбинг может быть как спонтанным, так и заранее сделанным мини-фильмом для иллюстрации лекции или доклада. Преимущество видеоскрайбинга состоит в том, что видеоролик можно использовать много раз.

  1. Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.
  2. Кластер (кисть, гроздь) - графическая форма организации информации, основанная на выделении смысловых единиц, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала, позволяет охватить большое количество информации, вовлекая всех участников коллектива в обучающий процесс.
  3. Облако слов - это форма визуализации данных, представляющая собой набор ключевых слов и словосочетаний. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте. С помощью сервисов, позволяющих создавать облако слов, формируются благоприятные условия для развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей обучающихся; совершенствуются навыки структурирования, классификации и моделирования, умение выделять главное; развивается творчество и способность к непрерывному самообразованию.
  4. Кроссенс это головоломка нового поколения, позволяющая проводить ассоциации между изображениями. Использование техники кроссенс способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

Кроссенс применяют:

  • при определении темы и цели урока (занятия);
  • при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;
  • при закреплении и обобщении изученного материала;
  • при подведении итога работы в качестве рефлексии.
  1. Интерактивный плакат - электронный учебный плакат, содержащий интерактивные элементы, осуществляющие навигацию, которая позволяет отобразить необходимую графическую, звуковую, видеоинформацию и статический текст.

Способы визуализации вербальной информации

графики;

диаграммы сравнения;

деревья и структурные диаграммы;

диаграммы визуализации процесса;

матрицы;

диаграммы времени;

диаграммы связей;

иллюстрации.

Средства визуализации информации

Н.А. Резник исследует особенности визуального мышления на примере математических дисциплин и выделяет следующие средства визуального представления информации:

чертеж – самое жесткое средство геометрического способа предъявления информации;

формульный способ, который хоть и можно отнести к визуальной форме, мало ассоциируется с наглядными представлениями обучающихся;

символически-наглядные средства, то есть условные знаки, которые своими начертаниями дают возможность визуального восприятия их смысла.

К этим основным средствам следует добавить ассоциативные опорные сигналы, изобретенные В.Ф. Шаталовым, в которых за одним словом, знаком, цифрой в воображении учеников разворачиваются целые картины образов.

Н.А. Резник правомерно рассматривает также словесный способ предъявления информации, который предполагает выбор специальных терминов, составление определений, отработку формулировок законов и правил.

свернуть

Консультация "Экологическая тропа в учреждении дошкольного образования"

Экологическая тропа – это специально разработанный и оборудованный маршрут на природе с экологически значимыми природными объектами, на котором дети дошкольного возраста получают информацию о них. В качестве объектов экологической тропы могут быть самые разнообразные объекты растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы. В дальнейшем экологическую тропу можно пополнять новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Это средство нравственного и трудового воспитания. На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс.

Основными видами деятельности во время прогулок на экологической тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через эти виды деятельности дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развивается память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствует формированию чувства прекрасного, воспитывает любовь к природе, желание беречь и сохранять ее.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для детей дошкольного возраста. В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес), клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п.

Этапы создания и оформления тропы

  • детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
  • составление картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения; в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малыша можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией – дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;
  • выбор вместе с детьми «хозяина» тропы – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;
  • фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
  • изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
  • составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

В качестве видовых точек прежде всего выберите деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Хорошо, если вы обнаружите на своей территории участок, на котором рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ), «Растения».

Если ваш участок довольно большой, можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных прежде всего для вашей местности (луга, леса). Это поможет познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.

При возможности необходимо создать небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения. 

На тропе должны быть небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни также украсят вашу тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц. Возможно выделение участка для посадки лекарственных растений, охраняемых растений.

Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) «непрерывного цветения». Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает вам выращивать другие растения, не нужно ее уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропе могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с малонарушенными, вы наглядно покажете детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания. 

Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов, но и из этого правила есть исключения. Однако вполне вероятно, что на площадке сада вы обнаружите незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве. Его можно найти по небольшим отверстиям и снующим рядом муравьям и обозначить как видовую точку. Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнезда ворон или других птиц.

Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку)» тропы – сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Флору и т.п.). Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на роль «хозяина» тропы наиболее интересный персонаж. Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках. Можно вырезать цветную фигурку сказочного героя (например, Боровичка) из плотной бумаги, оставив при этом по бокам фигурки довольно широкие и длинные полосы, а спереди приделать большой карман к его одежде. При помощи полосок Боровичок закрепляется на дереве. (Концы полос прикладываются к стволу и соединяются, например, с помощью скрепки или липкой бумаги).

В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей – просьбы Боровичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы – конфеты, орехи на деревьях.

План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала. К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети. Выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. При таком подходе они будут относиться к ней с большим интересом. Возле каждого объекта тропы выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропе можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного – в зеленый, пищевого – в синий. Если территория детского сада активно посещается посторонними и обеспечить сохранность оборудования невозможно, сделайте легкие переносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, вы можете брать таблички тех объектов, которые намереваетесь посетить сегодня с детьми.

свернуть